В Музее шахтерского труда, невозможно не показать таланты людей, окрыленных музой искусства, которыми так богата земля Восточного Донбасса, и чей труд связан с угольной промышленностью. Культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков. В экспозиции представлена книга из фондов музея, в которой собраны Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Книга с Евангелиями сохранена как культурная ценность 19 века. Представлена лампада, символизирующая древний огненный столб, архииреейская утварь и облачение священника, подаренные иеромонахом Филаретом в 2007 году.
«Спаси и сохрани», последняя мысль Степана Алексеевича Ткача перед обвалом угольной породы во время трагедии, случившейся на шахте «Замчаловская» в 1982 году. Удар раскаленной волны по лицу. Темнота. Ощущение неминуемой смерти. И вдруг неожиданное чудо: в кромешной темноте засияли лучи солнца, и явилась женщина в белых одеждах. Не особо верующий в то время Степан понял: «Богородица». Божья Матерь спасла ему жизнь. Но свет нашего мира погас для него более 25 лет назад. Все что может видеть Ткач – легкие контуры. Степан Алексеевич дал себе зарок: «Выживу – до конца дней буду Божью Матерь прославлять». Уроженец уральских гор, из большой крестьянской семьи, с детства мечтал стать художником. За годы, как он стал инвалидом, иконотворец выпилил из дерева более 500 авторских икон, в которых славит красоту святых: Святой Великомученник Георгий Победоносец, Казанская Божья Матерь, Небесная Богородица, Являющая от Солнца, Онуфриевская Божья Матерь. На декоративных панно шахтер с Божьим даром изобразил сотворение мира, образ райских птиц, мифологического сфинкса, былинных героев-богатырей, баталии. Художник выполнил панно на сюжеты из крестьянской жизни: «Мальчик с пальчик», «Музыкант», «Старец». Ткач С.А. создает картины резьбой по дереву, инструктирует часть из них стразами из природного материала и покрывает лаком. Воистину безграничные возможности человека – ведь иконы и панно – дело рук бывшего шахтера, практически потерявшего зрение.
Много ли мы знаем художников-поэтов? Знакомьтесь - Иван Иванович Белоусов (1933-2008 г.г.). На двух пожелтевших листках, представленных в экспозиции, стихотворение «Два года спустя», написанное Иван Ивановичем в 2007 году, полное размышлений о смысле своих художественных творений, о любимых жанрах и тех, которыми художник просто не дышит - натюрмортами. Инженер-шахтер с божьим даром художника и поэта родился в Луганской области Украины в семье рабочего. Впервые познакомился с рисунками … на немецких листовках, которые сбрасывали с большой высоты немецкие летчики в годы Великой Отечественной войны. После окончания в 1958 году горно-строительного факультета Новочеркасского политехнического института работал в шахтостроительных управлениях и на шахтах, в проектных организациях и научно-исследовательских институтах в городах Шахты и Гуково. Детская неосуществлённая мечта не давала покоя. Всерьез заняться живописью ему удалось с 1995 года. Белоусов И.И. участвовал в художественных выставках областных, межмуниципальных, городских. Его живописные работы размещены в частных коллекциях жителей шахтерских городов, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Сочи, Москвы. Многие работы Ивана Ивановича нашли свое место в Германии, США, Канаде, Англии, Японии. Творческие работы в музее, статьи, стихи, – это дар вдовы Нины Яковлевны Белоусовой, с которой художник в счастливом браке прожили более 50 лет. Произведения И.И. Белоусова несут в мир прекрасное. В картинах «Восход солнца», «Середина лета», «Радуга над Новочеркасском» художник рассмотрел и показал богатство цвета в природе. На полотнах художника «Край березовый», «Домик у пруда», … все покоем дышит. Портрет «Атаман граф Платов» написан художником в поздний период своей жизни. Портрет Атаман Платова доносит до нас образ военноначальника из русской знати.
Экспонируются работы Мартынова Леонида Викторовича (род.1936 г.) Как скульптор Л.В. Мартынов начинался с детства. Родился он в семье священнослужителя в Киргизии, куда раскулачивания и голодомор 30-х загнали его родителей. Рисовать начал в маленьком возрасте. В Гуково его, мальчишку четырнадцати лет, привез в 1948 году старший брат Владимир. Учась в школе, не расставался с карандашом и бумагой. После окончания 8 класса начались трудовые будни на шахте «Алмазная». Высшее профессиональное образование художник получил к 30-ти годам, работая на шахте и заочно обучаясь в Московском университете культуры и искусств. После службы в рядах советской армии на Дальнем Востоке он вернулся в Гуково, продолжив шахтерский труд. Затем перешел работать художником на шахту имени 50-летия Октября. В этот период Леонид Васильевич написал картины с использованием графики «Шахтер», «Лесной.Октябрьская шахта», посвященные коллегам-шахтерам. Неважно, выполнена работа автором с помощью карандаша или акварели, все свои картины Леонид Васильевич пишет с натуры. Во все периоды творчества присутствуют работы художника, выполненные графикой, причем, только простым карандашом, контурной линии и штрихами. В 60-е годы ХХ века творцом-шахтером написаны маслом пейзажи «Северный поселок строится», «Поселок Северный», «Школа-интернат». С 1970 года он строитель Усть-Илимской ГЭС на Ангаре в Сибири, художник-оформитель в организациях Благовещенска на Дальнем Востоке. Натюрморт «Цветы», картины «Первый десант на Толстом Мысе», «Будущая Усть-Илимская ГЭС». Тоска по родным степям, по тем, с кем прожил большую часть жизни, вернула Мартынова через 18 лет в город молодости - Гуково. И вновь работа шахтером на шахте «Алмазная» и радостный прием в среде местных художников, участие в художественных выставках. В его картинах «Перед дождем», «Северный поселок» красками отмечено существенное различие между одной и той же частью города длиною в полвека. Много картин автор посвящает цветам, особенно любит сирень, ведь вдохновение, по его словам, он черпает из палисадника. Милым уголкам природы с балками, хуторами, постройками посвящает Леонид Васильевич свои картины, написанные и графикой, и живописью: «Грушевская балка», «Казацкие постройки».
Поистине богата земля шахтерская талантливыми людьми - Наливайко Александр Трофимович (1925-2002 г.г.), родился в Украине в г. Ровеньки, но уже в 1927 году семья переехала г.Красный Сулин, где он жил до 1943 года. В 1941 году по окончанию 9 классов начал трудовую деятельность на электростанции «Несветай ГРЭС». В детстве увлекся рисованием, уж очень хорошо получалось перерисовывать с открыток. В возрасте 15 лет находился в оккупированном немецкими войсками городе. В мае 1943 был призван в ряды Советской Армии и сразу стал участником Миус-фронта, дошел до Польши. Александр с удовольствием помогал солдатам оформлять дембельские альбомы. Оформительские таланты, дар писателя продолжали раскрываться и совершенствоваться в Ростовском институте железнодорожного транспорта, куда Александр поступил в 1954 году, демобилизовавшись из армии. После окончания вуза в 1959 году начал работу начальником станции треста «Гуковуголь». Продолжает творческую увлеченность: пишет стихи, статьи, фотографирует, но не скрывает плоды посещения музы от людей, а печатает свои труды в газете «Слава шахтера», «Молот». В 1963 году Александра Трофимовича избирают секретарем горкома КПСС г. Гуково. А творческий процесс не угасает: написана картина «Букет роз», выполнены гравюры «Портрет В.И. Ленина», «Воспоминания о Великой Отечественной». С помощью резьбы по дереву изображены осенние мотивы в форме кленовых листьев, передан пейзаж степи с изображением лошадей. Картина «Березовый край» автор обрамил в раму, выполненную резьбой. В 90-е годы 20 века увлеченный художник, любящий писать маслом с детства, создает пейзажи «Водокачка» и «Осень в степи», «Дорога на шахту «Углерод» и «Ручей в лесу». Его картины живут яркими красками, в них много зелени и жизни. Вот эта жизнеутверждающая сила души художника, поэта, корреспондента, фотокорреспондента видна и стихотворных рифмах, и в пейзажах, и в гравюрах, и в строках прозы, и в оставшихся на вечную память фотографиях. Второй секретарь горкома КПСС был активным вдохновителем создания культурного досуга в шахтерском городе, причем при организации праздников, ярмарок, встреч обязательно все фотографировал и продолжал оформлять тематические альбомы. Творческий жизненный путь Наливайко А.Т., говорят о его истинном патриотизме, о том, что он человеке с любящем сердцем, разносторонними увлечениями.
Галерею картин продолжают работы одного из известных творческих художников г. Гуково – шахтеров с божьим даром – Коняшкина Сергея Ивановича (1929-2002 г.г.). Художник написал портреты, натюрморты, пейзажи, баталии. Коняшкин С.И. жил с родителями в г. Каменске и увлекся рисованием с детства. В 1941 году началась война, годы оккупации. Лишь по счастливой случайности Сережу не угнали в Германию и не расстреляли. Подростки учились и вынуждены были работать вместе с отцами. Сергей был комсомольцем, членом редколлегии школы, писал лозунги. После службы в армии работал на заводе и рисовал портреты молодых девчат. 1946 году в качестве слесаря Сергей начал работу на шахте № 24 г. Гуково, занимался оформительской работой. В 1952 году после заочного курса обучения во Всесоюзном доме народного творчества стал руководителем изостудии. Все виды художественного творчества получались у Сергея Ивановича. Но особенно ему удавались работы на шахтерскую тематику, в том числе и чеканка. С 1960 года неоднократный участник областных художественных выставок. В нашей экспозиции представлен автопортрет художника, с которого смотрят глаза делового, неторопливого, самостоятельного человека. Картина «Этюд головы» свидетельствует о мастерстве художника в жанре портрета, ведь его изображения не только сходны с натурой, но и предает настроение человека. Графически выполнен еще один портрет – его друга. Удавалось Коняшкину С.И. написание натюрмортов, преданных в музей. В экспозиции картина «Осень в Гуково», выполненна в тонах от зеленого до желтого, передающая умиротворенность и спокойствие донской тихой осени, природы, готовящейся к зимнему покою. Закончив строительный техникум, работал мастером в строительном управлении, чертежником в архитектурном отделе, художником-оформителем по 10-12 часов в день. А в обеденные перерывы писал этюды, которые затем превращались в картины. и спокойствие донской тихой осени, прекрасных уголков природы. Коняшкин С.И был человеком прекрасной души, большого темперамента и художник широкого диапазона.
Знакомство с шахтерами-художниками, имеющими дар Божий волновать и радовать людей, продолжают работы Цоя Юрия Борисовича, человека не простой судьбы. Биография самая обычная для гуковского паренька: родился в 1964 году, школа, армия, работа на шахте «Октябрьская». Необычное началось в 32 года – тяжелая наследственная болезнь посадила молодого человека в инвалидную коляску. С начала 2000 годов руки и ноги отказались его совсем слушать, он не бывает на улице. Его миром стала его душа, которую он начал выкладывать на бумагу с помощью карандаша, кисти, гелиевой ручки. Работал Юра с помощью мамы. Карандаш или кисть она вставляла ему между средним и указательным пальцами руки, Юра рисует и пишет движениями кисти и пальцев. Его картины поражают художественной фантазией и неповторимостью авторской художественной техники. Представлены в музее разнообразыми художественными жанрами: натюрморты, зарисовки, портреты, множество пейзажей (Горная речка, осень золотая, У реки, У подножия горы), абстракция (Восток, В мире волшебства). Светлая душа Юры легла на его картины: они живые, яркие, чистые. Хочется пожелать ему здоровья, друзей для общения, которые с удовольствием ему помогают и радуются его успехам.
Не оскудела шахтерская земля талантами. Муза поэзии посещает молодого человека Бутова Владимира Борисовича (род. 1970 г.) – энергичного, деятельного горного мастера шахты «Обуховская». Тема его творчества – история Руси: баллады, былины, исторические песни. Он член Гуковского поэтического клуба «Литературная гостиная», творческого союза «Кладезь». Его первые работы изданы брошюрой «Зодчий будущего» в 1997 году, вошли в сборник гуковской поэзии «Лира» в 1999 году. В его сборнике «Ангел Яросвет» представлены стихотворные произведения от философских поэм с элементами рок-оперы до юмористических стихов. Много песенных текстов. Рок-баллады, русский шансон, лирические песни. С гуковским музыкантом Олегом Морозовым написаны первые песни на стихи Бутова. Первая песня на стихи Владимира Бутова, автор музыки О. Морозов «Шахтерская Русь». Он сотрудничал с ростовским композитором Сергеем Халаимовым, местными музыкантами Геннадием Масловым, Евгением Аттаровым, Олегом Николаевичем Доннэ и многими другими. Поэзия – хобби Владимира, своеобразное энергетическое окно, отдушина, дающая возможность излагать свои мысли. В его творческом багаже – басни и байки, для тем и сюжетов которых не недостатка. Как он считает, человечество осваивает космос, а житейских недостатков, пороков – невыгребная яма. Поэтическим словом он выразил и свой взгляд на религию. Особое увлечение краеведением – это продолжение неосуществленной мечты стать историком, ведь после окончания школы поступил в Ростовский государственный университет на исторический факультет, но не окончил курс. Получил профессию шахтера в Гуковском техникуме после службы в армии в железнодорожных войсках и участия в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Его краеведческие и исторические исследования легли в основу книг - юбилейного очерка «Неоконченная летопись шахты «Обуховская» (2008 год) и «Зверевская летопись. От сотника Зверева до Обуховских бригад», изданной в 2010 году. Владимир Бутов – шахтер-патриот, увлеченный человек. Мастер слова, интересный собеседник заслуживает того, чтобы с его творчеством и историческими исследованиями знакомились жители шахтерских городов, краеведческий материал использовался школьниками для изучения родного края.
Шахтер – профессия мужественных людей, и в шахте трудятся мужчины, поэтому вы обратили внимание на то, что представлены в наших витринах творческие находки шахтеров- мужчин. На предприятиях угольной промышленности работают и жительницы шахтерских городов, у которых есть творческое начало. В музее представлены работы молодой женщины (1969 г.), коренной гуквчанки, Березовской Ирины Евгеньевны. Закончив Гуковский строительный техникум, до 2000 года работала в г. Сланцы. Но вернулась в родной город и работает на ЦОФ «Гуковская» в химической лаборатории, определяет зольность угля. А в свободное время в течение 20 лет вышивает «крестом». Порыв к творчеству возник с рождением сына. Научилась техники вышивания самостоятельно, получает огромное удовольствие, создавая целые картины, и даря их близким и друзьям. Ею созданы целые шедевры вышивки: ангелочки, розы, кот в сапогах, маки, пейзажи. Сюжет выбирает с помощью современных технологий, используя Интернет. Заказывает нити, канву, схему. Работа над картиной длится до 3-х месяцев – и вот результат творчества. Красота изделия радует глаз, поднимает настроение, украсит любую самую изыскано обставленную комнату.
Не менее интересны работы, вышитые золотыми руками, Митиной Тамары Дмитриевны, жительницы г.Зверево. Она участвовала в строительстве шахты «Обуховская», работала на этой шахте. В 45 лет тяжело заболела. Чтобы лечить свою душу, в 1988 году пошла на курсы «Кройки и шитья» и «Вышивка». Это было толчком к творчеству. Человек, воспринимающий по особенному мир, Тамара Дмитриевна для создания картины перерисовывает то, что пришлось по душе, что вызывает неподдельный интерес у нее самой. Пейзажи на черном фоне особенно красивы и радуют своими красками. Выполнены работы ручной гладью и машинной вышивкой. Причем вышивает автор на обычной машинке «Тула» 1968 года выпуска. Красотой своих работ автор делится с людьми, ожидая, что каждый, посмотрев на творения, от которых невозможно оторвать взгляд, станет чище, богаче душой, добрей. Она неоднократный участник и призер городских выставок, проводимых с 2002 по 2006 годы, областных, выставки в Таганроге, в Волгограде на фестивале, посвященного Высоцкому. И везде ее труд отмечен грамотами и призами, которые вы видите в витрине.
Созерцание картин, резьбы по дереву, графических работ, вышивки, знакомство с песнями, стихами, прозой талантливых шахтеров донской земли, которых посещают музы, вызывают чувство гордости за ближнего, за родную донскую землю, за чистую человеческую душу, красоту искусства.
Научный сотрудник Колтунова А.Н.