Наш музей уже более сорока лет живёт особой творческой жизнью, каждая страница которой связана с историей города и Донского края. Постижение Родины, осознание культурных ценностей, материальных и производственных достояний во все времена являлись духовной потребностью людей. И сегодня, в бурном потоке быстро текущих событий, музей является необходимым звеном, которое помогает понять суть общественных явлений, обрести веру в нравственные ценности человека и воспитать настоящих граждан и патриотов своего отечества. |
Современный посетитель приходит в музей познать. Он легко идёт на диалог, активно включается в диспут, поэтому и подход к нему требуется индивидуальный, с учётом возраста, образования, социальной принадлежности. Отсюда и задача работников музея - создать атмосферу психологического и интеллектуального комфорта. Реализуя эту задачу, сотрудники музея организуют работу в тесном содружестве с учебными заведениями города. Большое внимание уделяется детям из малоимущих и многодетных семей, детям- инвалидам, для них проводятся бесплатные мероприятия, театрализованные представления и др. |
Спектр культурно- массовой деятельности сотрудников не ограничен стенами музея. Активно применяются новые формы работы такие, как передвижные выставки по школам, детским домам, уроки-экскурсии. Эффективность музейной деятельности и социальную значимость музея повышают используемые разнообразные формы и виды просветительской работы. Базируясь на коллекциях и экспозициях музея, эти мероприятия проводятся как для нестабильной массы посетителей, так и для определенной постоянной аудитории. За последние несколько лет наблюдается расширение музейной аудитории. По индивидуально разработанным программам для воспитанников детских садов, школ-интернатов, общеобразовательных школ г. Гуково проводятся различные мероприятия в соответствии с государственными социальными направлениями. |
В день открытия экспозиции «За час до войны» в зале «Гуковчане на фронтах войны» кружилась пара под звуки довоенного вальса. Ветераны, приглашенные на встречу, как бы возвращались в годы своей юности. Атмосфера 40-х годов, воссозданная в интерьере, всколыхнула воспоминания, которыми они щедро поделились с молодежью - учащимися Дома детского творчества. |
На фоне мелодии «17 мгновений весны» прозвучало стихотворение «Начало войны» гуковского поэта Ю. Калинина. В этот день необыкновенно остро было передано то всепоглощающее чувство ужаса и растерянности, боли и невозможности осознать в полной мере всего, что произошло. «Человек и война» - смысловой стержень прошедшего мероприятия. |
В февральские дни в залах музея многократно проводились уроки мужества для дошкольников, школьников и студентов. Прошел он и для их наставников - ветеранов педагогического труда, руководителей образовательных учреждений – мужчин. Как в школьные годы, они послушали экскурсию о доблести наших солдат на фронтах войн XX в. – об Омельченко И.А. в 19 лет ставшем героем Советского союза, шестилетнем гвардейце Алешкове С. После чего приняли поздравления с Днем защитника Отечества от участников фестиваля военно-патриотический песни «Виват Россия». |
Посвящено 45-летию музея и 93 – й годовщине со дня рождения основателя музея Л.И. Микулина. На встречу с дочерью Л.И. Микулина - Бабенко Валентиной Леонидовной, приехали учителя и ученики школы № 4, в которой Леонид Иванович начал педагогическую и поисково-собирательскую деятельность, организовал школьный музей. Традиции, заложенные Леонидом Ивановичем, до сих пор бережно хранятся в школе и поэтому ученики с интересом и пристрастием расспрашивали Валентину Леонидовну не только о жизни Микулина Л.И., но и о его душевных качествах. |
В целях культурно-этического и эстетического воспитания были проведены следующие мероприятия:
Слова поздравления и «букет», составленный из фотокопий цветов, представленный на выставке особенно порадовали посетительниц музея в канун Дня 8 марта. На выставке были представлены духи и косметика, которой пользовались женщины в XX веке, бижутерия, которая являлась для женщины не только украшением, но и оберегом, женские журналы с 1912 по 1990-е гг. и мн.др. |
На мероприятия были приглашены родственники художника и ученики художественного отделения школы искусств. Звучали теплые слова-воспоминания о жизни и творчестве гуковского художника П.В. Грибинюка, воспоминания близких. Мероприятие завершили звуки композиции «Времена года» П.И. Чайковского. |
Гостей встречала Татьяна Прекрасная – русская красавица. Она подробно освещала интересные исторические «чайные» события, читала стихи, встречала иностранных гостей – китаянку и англичанку, которые делились знаниями национальных чайных традиций, демонстрируя музейные предметы. Гости разгадывали загадки, пели песни, а потом пили чай. |
Четыре выставочных зала представляли коллекцию игрушек различных исторических периодов от обрядовой, традиционной до современной. Коллекцию гуковского музея дополняли интересные экспонаты Каменского музея декоративно-прикладного искусства и народного творчества: кукольная головка нач. 20 века, игрушки советского периода, куклы – персонажи сказок. |
В зале заседаний собрались поэты, писатели, краеведы и ценители искусства с тем, что бы ближе познакомиться с новой книгой о знаменитом земляке и выразить свою благодарность автору. Творческий коллектив Б.Гончарова исполнил песни на стихи и музыку Бориса Владимировича. |
2009 год объявлен годом молодёжи в России. Во все времена молодежь – это энергия, инициатива, нестандартный взгляд на происходящие события, готовность к действию и, конечно, индивидуальность и творчество! Именно, такие яркие и инициативные собрались в музее на фестивале «Годы молодые». В нём приняли участие как организованные молодёжные объединения, такие как военно-патриотический клуб «Русич», исторически исследовательский клуб «Поиск», станция юных техников, Дом Детского творчества, так и неорганизованные - молодые люди, ищущие свой жизненный путь, свою философию существования. Трейсеры – ребята, занимающиеся паркуром. Паркур – это экстремальный вид спорта, буквально означающий «движение по городу», и положительное увлечение т.к. паркур требует физической выносливости, силы воли, и что немало важно – убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни. Одна из задач, поставленных сотрудниками музея, обратить внимание организаторов детского досуга на трейсеров. А в заключении ведущие призвали всех поучаствовать в формировании коллекции «Мы – современная молодежь», которая легла в основу музейной выставки о гуковской молодежи. |
В открытии выставки участвовали бойцы Клуба юных десантников «Русич», творческая и одаренная молодежь, молодые спортсмены и политики. Экскурсия сопровождалась музыкой 60 - 90 гг. ХХ века, демонстрацией молодежной одежды девочками из ДДТ г. Гуково, выступлением представителей различных политических организаций, представителей администрации города Гуково. |
Гуковский музей принимал активное участие в кампании «Лето 2009». В целях удобства включения познавательных моментов в мероприятия, планируемые воспитателями пришкольных лагерей, проводились передвижные выставки, лекции с просмотром видеоматериалов и, конечно, традиционные экскурсии. |
История рождения и развития всех шахт Гуковского каменноугольного бассейна существует благодаря труду людей. Накануне Дня шахтера, в музее по традиции встретились ветераны шахтерского труда – Г.В. Ботарчук, Н.К. Юрьев, А.Я. Рекстынь, П.Е. Сычев, Н.С. Комарова, А.В. Лапатина и др. Ветераны посетили залы шахтерской тематики, поделились ценнейшими воспоминаниями и приняли поздравления с профессиональным праздником. В целях сохранения уникального природного и историко-культурного наследия Донского края в ноябре 2009 г. в ГУК РО «ГМШТ» было проведено совместное мероприятие с Государственным природоохранным учреждением Ростовской области «Природный парк «Донской» для учащихся ПУ № 63 |
Работа с инвалидами ведется в двух направлениях:
- ежегодно ко Дню Шахтера и к Новому году сотрудники музея совместно с сотрудниками Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов организовывают посещения залов музея для инвалидов – ветеранов шахтерского труда; - в залах музея представлены предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства выполненные инвалидами (выставки иконотворца С.А. Ткача, художника Ю. Цоя и др.). |
- ежемесячно для воспитанников школ интернатов проводятся экскурсии по залам музея и совместные мероприятия согласно разработанной программе «Музей для всех» с использованием методов арт-терапии, которая усиливает в детях ощущение собственной значимости; - при работе с детьми с ограниченными возможностями применяются и традиционные формы – проведение в музее внеклассных занятий, уроков истории. Учителя истории школ – интернатов приняли участие в краеведческой конференции с учителями истории общеобразовательных школ и краеведов «Люди и вещи, время и события» считая, что дети с ограниченными возможностями, в большинстве случаев оставшиеся без попечительства родителей, не имеют собственной истории- истории семьи, и обретают её только приходя в залы музея; - школа – интернат № 12 работает и обменивается делегациями педагогов с Королевством Бельгия. Основная цель сотрудничества и обмена опытом – современное трудовое обучение детей с ограниченными возможностями. Активное участие в достижении поставленной цели принимает музей, сочетая возможность применения трудовых навыков и творческого потенциала обучающихся, привлекая их к участию в создании экспозиций («В мире волшебства», «Ты свет, что на земле не гаснет», «У самовара», «Волшебный мир игрушки» и др.). |
Традиционно отчетный год завершился праздником для дарителей. Около пятидесяти человек приняли участие в экскурсии по музею, воочию увидев значимость подаренных ими предметов. В торжественной обстановке им были вручены благодарственные письма. Молодежная группа «Талисман» ДК «Антрацит» подарила участникам встречи музыкальные номера. |